|
Поп и вампиры
Для деревенского батюшки помазание тональным кремом
показалось непривычным и сомнительным. Потому он сначала попытался — робко и
неуклюже — от этого как-нибудь отмотаться. Но телевизионщики быстро объяснили,
что лысина будет бликовать, красный нос в объективе станет совсем уж малиновым,
а вот очки с металлической оправой придётся снять, потому что хромокейная
зеленуха отразится в дужках и после вычитания фона получится, что стёкла парят
в воздухе. Отец Анатолий ничего не понял, но испугался и перечить более не
стал.
Тощая девица в джинсиках о стразами припудривала обширную
лысину священнослужителя, когда в гримёрку вошёл высокий крепкий господин с
каменными щеками, в дорогом костюме стального цвета — господин Пётр Аркадьевич
Рябушинский, директор телеканала «Свят+».
Учуяв высокое начальство, отец Анатолий заёрзал в кресле, не
зная, что полагается делать: сидеть спиной было как-то неприлично,
поворачиваться и вскакивать — значит, во-первых, ронять достоинство, и,
во-вторых, мешать работе тощей девицы, а отец Анатолий, как любой природный
русский человек, стеснялся мешать чужой работе.
– Анатолий Андреевич, здравствуйте, — по-свойски, с мягким
дружелюбием, обратился Рябушинский к батюшке, — вы извините, Олечка, нам с
отцом Анатолием поговорить надо перед эфиром, — обратился он к девице.
– Сейчас, — не смутилась девица, — вот тут только немножко
осталось.
Она повозила пуховкой по плеши батюшки, помазала чем-то
жидким, прошлась пуховкой.
– Оля! — в голосе господина Рябушинского прорезалось неприятное,
хозяйское.
Девушка независимо пожала тощими плечиками и скрылась в
подсобке.
– Расхамились, — процедил сквозь зубы Пётр Аркадьевич,
плюхаясь в соседнее кресло. — Вы уж извините, отец Анатолий. Канал у нас
маленький, денег с гулькин кот наплакал… — священник напрягся, пытаясь
переварить затейливую метафору.
– Но мы, как видите, стараемся. Несём духовность в массы, —
бодренько закончил телевизионщик. — Вот сейчас будем вас снимать для передачи.
Вы, главное, не волнуйтесь. У нас не прямой эфир, всё в записи пойдёт. Чего не
нужно — вырежем. Так что свободно, не стесняйтесь. Выкладывайте всё как есть.
Только матом не надо. Во-первых, удалим, а во-вторых, всё-таки у нас для
православных передача.
– Да как же можно, матом, — отец Анатолий так возмутился,
что перестал смущаться. — Я ж духовное лицо.
– Да всякое бывает, — развёл руками Рябушинский. — Люди
иногда увлекаются, сами знаете… Тем более, предмет такой. Пререкаемый.
– Эх, Москва — столица, — батюшка потянулся было почесать
затылок, но вовремя вспомнил о гриме. — У нас в Сибири с этим строго.
– Понимаю-понимаю, — Пётр Аркадьевич сыграл лицом эмпатию, —
уголовная культура, всё по понятиям, за базар отвечают…
– У нас в селе только двое сидели, — осторожно заметил
батюшка. — Просто не принято ругаться. Их ведь язык-то, мат. У них ещё и другой
язык есть, но это уж совсем… — батюшка потянулся было перекреститься, но мешала
повязанная вокруг шеи гримёрная тряпица.
– Вы имеете в виду… — Рябушинский автоматически понизил
голос, — этих? На которых вы жалобу написали?
– Ну да, — батюшка тоже стал говорить потише, — их самых. Ни
к ночи будь помянуты.
– Почему, кстати? — поинтересовался телевизионщик. — Ну, что
ни к ночи?
– Услышат — могут прийти, — просто объяснил священник. — Не
со зла. У них же некоторые совсем дурные. Как дети прямо. Жалко их…
– Вы кого, — не понял Пётр Аркадьевич, — жалеете? Это же…
нечисть?
– Нечисть, — грустно согласился отец Анатолий, — она самая и
есть. Но тоже ведь твари Божьи… А им в аду гореть… Даже и не помолишься за них,
— заключил он с грустью.
– И давно это у вас водится? — сменил тон Рябушинский.
– Да почитай всегда водились… Со старых ещё времён. В
смысле, ещё народ некрещёный был, не просвещённый светом Христовом, а они уже
тут жили. Места у нас глухие, сами знаете.
Рябушинский знал. До ближнего райцентра батюшку пришлось
вывозить вертолётом, потому что единственная дорога раскисла напрочь. Это
влетело телеканалу в копеечку. Но сенсационные новости, которые сообщил отец
Анатолий, должны были окупить расходы. Хотя бы символически: рейтинг канала был
устойчиво низок, а честолюбивому Рябушинскому хотелось хоть раз выстрелить и
попасть в яблочко.
– Так вы нам расскажете, что у вас творится? — подошёл он к
главному. — Со всеми подробностями?
– Да какие там подробности… Хулиганство одно, — вздохнул
священник.
– Хулиганство? Вы ведь давали интервью… И, насколько я
понял, речь идёт об — Рябушинский понизил голос, — осквернении храма нечистью?
– М-м-м… — стушевался священник. — Я так считаю, хулиганство
это, — упрямо повторил он. — Совсем они разбаловались. Раньше такого не было. У
нас на этот счёт всегда была эта… толиратность, — выговорил он трудное слово. —
Ну, в смысле, мы друг другу не мешали. У нас своя жизнь, у них своя. Правда,
какая это жизнь, название одно… Ну, конечно, если чего, то всякое бывало. Одно
дело, если по-людски. Неймётся тебе, нежить поганая, зайди в коровник, попей из
жилы, корова большая, крови в ней много. Если осторожно и без увлечения, то и
вреда ей особенного не будет. Шкурку соболя под порог не забудь только — и спи
себе спокойно. Загрыз корову насмерть — тоже бывает. Корова денег стоит, так
принеси. За ребёночка или девушку там, если не досмерти выпил — заплати
по-человечески, золотом, раз уж серебро тебе лапы жжёт. Золото самый ихний
металл… А вот если насмерть человека убили или за кровь не плочено — тогда вся
деревня выходит. С кольями осиновыми да с серебром. Да со святой молитвою.
Днёвки ихние мы завсегда знаем. Ну и… Тоже грех, конечно, — добавил он, — а как
ещё, если добром не понимают?
– Но церковь вампиры не трогали? — уточнил Рябушинский.
– Да нешто можно! — батюшка всё-таки почесал лысину, тряпка
тут же полетела на пол. — Приличный ежели, он и зайти-то в неё не может. Там же
всё святое. Иконы, свечи, ладаном опять же пахнет… Хотя какой у нас ладан… Ну
да всё равно. Пока телевизора не было, им такое и в ум не вступало — в церковь
соваться.
Рябушинский улыбнулся: выражение «в ум не вступало»
показалось ему красивым и многозначительным.
– А при чём тут телевизор? — свернул он на профессиональную
тему.
– Ну как же, — отец Анатолий наклонился вперёд, — от него-то
всё хулиганство и пошло. То есть не от ящика самого. В советское время никакого
хулиганства не было. А вот как перестройку Господь попустил по грехам нашим,
тут-то оно и началось. Проституция всякая, наркомания, гадость одна. У нас все
в деревне возмущались. А всё равно в ящик пялятся, потому как делать больше
нечего… — печально закончил он.
– Ну и что? — не понял Пётр Аркадьевич.
– Что — что? — в свою очередь, не понял священник. — А, это…
Ну ведь они-то тоже телевизор смотрят. Нежить, в смысле, — он опять понизил
голос. — Им-то совсем уж некуда податься: кровь пить да телевизор смотреть. Вот
ихняя молодёжь и научилась там всякому. Особенно про вечеринки, рейд… рейв… не
помню, короче, про всякую тусу и колбашение. И через этого повадились в церковь
шастать, уроды.
– Да что они там делают? — нахмурился Рябушинский.
– Ладан нюхают, — с отвращением сказал священник. — Токсико…
токсикоманят, — это слово он выговорил с запинкой, но уверенно. — Наши вон
клеем дышат, а они такое удумали… Их же от церковного ладана плющит… и, это,
колбасит. А по телевизору научили, что это хорошо, когда плющит… Вот они и
нюхают. Ещё святую воду воруют. И, это… глушат. Она для них ядовитая, вот они и
того… разводят кровью и травятся. Некоторые уже совсем спились, под заборами
валяются, даже днём. И ради стакана на что только не готовы, алкаши несчастные.
Ну да ладно, и не такое видали. Так ведь они на святые образа посягнули! У нас
иконы в храме ценные, — пожаловался он. — Девятнадцатый, правда, век, но всё
равно не мазня нынешняя, а настоящая история… Так эти до того докатились, что…
— священник не договорил.
– Они хотели похитить иконы? — Рябушинский наклонился к
священнику поближе: он любил эту тему, она хорошо поднимала рейтинг канала.
– Да нет… Понимаете, у некоторых из них деньги завелись. Не
такие, которые в Москве деньгами считаются, но по нашим доходам большие. Так
они что удумали, кощунники! Подкупили помощника моего, чтобы он им на ночь
церковь сдавал.
– Зачем? — не понял Рябушинский.
– Ну как же. Их от церковной обстановки сразу в жар бросает.
Раньше-то они того боялись. А теперь им по телевизору объяснили, что это
называется сауна… и, эта, как же оно... спа… В общем, типа бани. Вот они и
повадились ходить: парятся, значит. Некоторые прям под образа лезут, где
погорячее. Потом сразу после церкви святой водой обдалбываются и буянят.
Хорошо, помощник у меня честный оказался. По пьяному делу мне открылся и всё
как есть рассказал. Деньги предлагал, чтоб я, типа, в долю вошёл. А я говорю,
что такое применение есть нецелевое осквернение святыни. Потом же в храм зайти
невозможно, нечистым духом пахнет и вообще... Хоть святых выноси. Ну вот я и
написал, значит… Делать что-то надо.
– А самим? С кольями? — вспомнил Рябушинский.
– Не по-людски это, — священник посмотрел грустно и строго.
— Они ж от своего безобразия сами страдают. Кто ладан нюхает, тот долго не
живёт. А уж святую воду глушить — подавно. Это для них как для нас палёная… как
её там… радио… радиация. Так ведь, почитай, и вымрут все от пьянства и
токсикомании. А они ведь тоже народ Российской Федерации, — вспомнил он
казённое. — И с нами никогда не воевали. Головы никому не резали, не мучили, как
чеченцы какие. Не прихваты… не прихватизировали ничего. В Москву, опять же, не
наезжают, — попытался он воззвать к чувствам собеседника. — Живут себе в глуши,
кровь иногда пьют, но ведь платят. Начальство с нас крови больше выпило, и
бесплатно, за своё удовольствие… В общем, надо это хулиганство как-то пресечь.
Я вот чего хочу, — обратился он к Рябушинскому. — Попросить какого-нибудь
хорошего доктора к нам поехать. Чтоб опыт имел работы с молодёжью против
наркомании и вообще. Ещё бы хорошо клуб им сделать какой-нибудь для ихней
молодёжи. Чтобы с залом и дискотекой. Кино им там показывать. Ну,
"Дракулу" там, ещё какие-нибудь фильмы про ихнюю национальную
культуру. Чтоб только не телевизор этот проклятый... Может, откликнется кто?
Рябушинский досадливо прикусил губу. Да, похоже, очень
правильно он решил сначала поговорить с батюшкой, а только потом подпускать его
к камере.
– Знаете что, — сказал он, — у нас другая концепция
передачи. Мы вас везли из вашей тьмутаракани сюда не для того, чтобы вы
проповедовали терпимость к врагам рода человеческого. Так что никаких призывов
каким-то врачам куда-то поехать. Клуб какой-то… Не надо этого. И про чеченцев,
это тем более лишнее. Сразу предупреждают — мы такие сравнения вырежем. И
вообще, — внезапно решил он, — давайте не будем про эту историю. Расскажите
лучше о религиозной жизни глухого сибирского села. О том, как люди находят
утешение в Боге. Это гораздо актуальнее.
– Так я же… так вы же… так меня же сюда привезли, чтобы я
про эти дела… — растерянно забормотал отец Анатолий.
– Не нужно про нечисть, — тоном, не допускающим возражений,
сказал Пётр Аркадьевич. - И тем более про её проблемы.
– Значит, не то я ляпнул, обалдуй, — батюшка виновато
опустил глаза.
– Всё в порядке, — утешил его Рябушинский. — Просто такие
темы не всегда бывают уместны. И это, про начальство… лишнее, лишнее. Это
какой-то нигилизм. Время у нас сейчас другое. Порассуждайте о вечном, дайте
больше позитива. Не забывая, конечно, о недоработках. Поговорим о том, как
испортился народ без духовного руководства. Про бездуховность поговорим, про
Мадонну, про гей-парады. Не нужно всех этих социальных проблем. Наш зритель
устал от социалки.
Священник поднял взгляд. Пётр Аркадьевич несколько смутился.
– Вы понимаете, — мягко сказал он, — наш канал мало ли кто
смотрят. Вы всё это расскажете… и кого-нибудь научите. Всем этим гадостям. Ведь
не все до них додумались. У вас там, похоже, талантливая… популяция этих
существ. Есть такой принцип — «не навреди».
Отец Анатолий немного подумал, потом на лице расплылось
понимание.
– А, вот как… И правда ведь, — сказал он. — Зря меня,
значит, сюда везли. Ну, давайте про духовность, что-ли. Как в Писании сказано:
толку с неё как с козла молока, но и вреда, однако ж, тоже никакого.
– Вот именно, — веско подтвердил Рябушинский. — Вот именно.
|